Что такое АФК? ЛФК и АФК – в чем разница?

10, Сентябрь 2016

04-08-deti-invalidy

Наверное, многие из нас не раз сталкивались с данными аббревиатурами, и ломали голову, что означает всего одна измененная буква? Несмотря на поверхностную простоту вопроса, на самом деле всё обстоит совсем иначе, и глубина вопроса впечатлит неосведомленного человека.
Такое понятие как АФК или адаптивная физическая культура обычно не рассматривается как частное, а скорее как часть обширного научно-педагогического направления. Прежде чем углубиться и перейти к более подробному рассмотрению этого вопроса, необходимо заглянуть в историю.

Начнем с 70-х годов прошлого века, когда все ускоряющаяся глобализация разительно меняла облик человека, общества и науки. Возрастающая ценность человеческой жизни, образования, культуры, научной деятельности – все это способствовало изменению направленности мышления общества в сторону понимания важности индивидуума человека, его личности. Переоценка ценностей вкупе с меняющейся политической обстановкой (демократизацией и либерализацией общества) вывели на поверхность и привлекли внимание к одной и сложнейших проблем современности – инвалидности. Однако не только пристальное внимание со стороны общественности, но и привлечение к этой проблеме науки и здравоохранения – вот что действительно изменило подход к инвалидам в общем, и физической культуре в частности.

В нашей стране наибольший опыт применения физической культуры (далее ФК) к людям с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем, имеется, в большей степени, в лечебном и образовательном направлениях. Проблемы инвалидов, как известно, требуют комплексного подхода, но существует дисбаланс в обмене знаний между упомянутыми направлениями. Это приводит к тому, что возникающие сложности ложатся не на тех, кто должен ими заниматься. Именно из-за этого адаптивную физическую культуру воспринимают как разновидность ЛФК – лечебной физической культуры; также нередко бытует точка зрения, что АФК – является исключительно методикой физического воспитания в коррекционных образовательных учреждениях или реабилитационных центрах. Такой узкий взгляд на ёмкое понятие АФК является неверным, и не позволяет в полной мере судить о функциях этого направления.

Ну а теперь переходим к сути, и начнем с названия – адаптивная физическая культура. Если учитывать контекст, в рамках которого мы используем это понятие, то его можно трактовать следующим образом: адаптивная – означает «подстраивающаяся». Проблем со словосочетанием «физическая культура» ни у кого не возникнет. АФК сочетает в себе как минимум три крупных области знаний – медицину, физическую культуру и коррекционную педагогику. Каждая из них, в свою очередь, также разделяется на великое множество крупных и малых дисциплин. Таким образом, можно представить насколько значительно и обширно понятие АФК.

Вернемся к озвученному утверждению – что в представлении многих людей (не только простых родителей, но и некоторых специалистов в области реабилитации) АФК и ЛФК тождественны друг другу, и подразумевают только лишь физическую реабилитацию. На самом же деле, ситуация складывается совсем по-другому:
Адаптивная физическая культура является более емким и широким научным и социальным феноменом, целью которого является социализация личности инвалида или человека с ограниченными возможностями, качественное повышение уровня их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечением с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

На что опирается теория АФК и каковы её основные концепции?

Принципы и методы, задачи и цели, а также средства АФК направлены на удовлетворение различных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и инвалидов. Не менее важным является изучение потребностей, проблем мотивации, особенностей личности инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Важнейшими, имеющими определяющие значение для людей с каким-либо нарушениями и для формирования теории АФК, являются следующие опорные концепции:
1. В теории АФК высшей ценностью является человеческая жизнь, независимо от состояния здоровья;
2. Восприятие человека как единой и неделимой сущности, в которой переплетаются биологическое, духовное, психосоматическое и социокультурное развитие, образуя неповторимый облик индивидуума;
3. Признание человека как личности, уникальность которой определяется совокупностью многих факторов: врожденных особенностей, средой обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, способностей и многого другого;
4. Способность любой личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизни деятельности, в том числе ФК.

Цели АФК

Для многих людей с ограниченными возможностями АФК является одним из немногих способов вырваться из стен своей квартиры, выйти «в люди» и найти новых друзей, изучить окружающий мир и испытать новые эмоции. Кроме познания радости движения, для некоторых инвалидов это возможность найти работу, а значит бороться со своими страхами и ощутить себя по-настоящему равным другим.

Целью адаптивной физической культуры, как одной из разновидностей ФК является максимальное развитие способностей и возможностей человека с выраженными отклонениями в здоровье. Другими словами, АФК стремиться к максимальной жизнеспособности людей с ограниченными возможностями, к гармонизации их жизни.
Задачи в АФК устанавливаются только на основании индивидуальных особенностей и возможностей каждого человека. Учитывая эти особенности, уже выставляются приоритетные направления работы.

Если сильно обобщить, эти АФК можно разделить на несколько групп:
1) Первая группа направлена на коррекцию, компенсацию и профилактику физических недостатков пациента.
2) Вторая группа – это образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

Как это выглядит?

Теперь мы, наконец, переходим к тому, что же на практике представляет собой АФК. Принимая во внимание потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, можно отметить следующие компоненты или виды АФК:
• Адаптивный спорт – вид (или компонент) АФК, призванный удовлетворять потребности людей с ограниченными возможностями в самореализации, помогающий им ощутить и применить свои способности;
• Адаптивное физическое воспитание – вид (или компонент) АФК, целью которого является удовлетворение потребностей человека с ограниченными возможностями в бытовой и трудовой деятельности, в подготовке к самостоятельной жизни;
• Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
• Адаптивная физическая реабилитация – вид АФК, цель которого – возвращение людям с ограниченными возможностями утраченных возможностей (которые были утеряны в следствии болезни или травмы, или отсутствовали вовсе);
• Существенным компонентом АФК, который, однако, не имеет отдельного названия, можно назвать креативные и телесно-ориентированные практики АФК. Они направлены на удовлетворение потребностей человека с отклонениями в здоровье в творческом развитии и самореализации, в самовыражение через различные творческие инструменты (музыкальные, художественные и т.д.).

Как на очень разностороннюю и многогранную методику, на АФК ложиться множество функций, и все из них реализуются через различную деятельность. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующие социальные функции.
Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

Педагогические функции:
• коррекционно-компенсаторная;
• профилактическая;
• образовательная;
• развивающая;
• воспитательная;
• ценностно-ориентационная;
• лечебно-восстановительная;
• профессионально-подготовительная;
• рекреативно-оздоровительная;
• гедонистическая;
• спортивная и соревновательная.

Социальные функции:
• гуманистическая;
• социализирующая;
• интегративная;
• коммуникативная;
• зрелищная и эстетическая.

Огромными перспективами научно-исследовательской работы в области АФК, объединяющей в себе такие области знаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.

Повсеместное внедрение в жизнь россиян АФК как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.

Надеемся, что материал был Вам полезен и интересен! Задавайте свои вопросы в комментариях!
Здоровья и хорошего настроения!

Поделись с друзьями в Соц. сетях!

Ваше комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*